0

[Sostav] Контекстную рекламу подводят под госрегулирование

Органы государственной власти намерены взяться за регулирование единственного оставшегося динамично развивающегося рекламного сегмента на российском рынке — контекстной рекламы. Как считают представители Роскомнадзора, технологии таргетинга, используемые при выдаче рекламного сообщения, нарушают неприкосновенность персональных данных пользователя и являются чрезмерно навязчивыми.

О своих соображениях вчера сообщил на Международной конференции «Защита персональных данных» глава ведомства Александр Жаров. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на чиновника, в настоящее время Роскомнадзор приступил к разработке информационно-просветительской стратегии для интернет-пользователей в области персональных данных, которая будет вынесена на общественное обсуждение в марте 2016 года.

Одним из аспектов, который заинтересовал ведомство в рамках разработки стратегии, это — «навязчивая персонализированная (таргетированная) реклама», или контекстная реклама на языке коммуникационного рынка. «Человек, зайдя на тот или иной сайт, начинает получать навязчивую информацию, которая относится, по мнению программы, к зоне его интересов», — отметил Александр Жаров.

По словам чиновника, это беспокойная и навязчивая услуга, и этот вопрос должен регулироваться.

Напомним, что контекстная реклама является на данный момент единственным драйвером развития рекламного рынка в России. По данным АКАР, в январе-сентябре 2015 года российский рекламный рынок потерял по отношению к аналогичному периоду прошлого года 14%, традиционные медиа показали падение на 19-46% в зависимости от сегмента.

Единственным растущим сегментом традиционно для текущего кризисного цикла оказалась интернет-реклама (+12%). Однако, на самом деле рост показала именно контекстная реклама (+17%), тогда как медийная реклама за тот же период сократила свой объем на 6%. Контекстная реклама занимает к настоящему моменту порядка 80% от общего объема интернет-сегмента — второго по величине сегмента российского рекламного рынка.

Общий объем рынка контекстной реклама в России за три квартала 2015 года составил 53-54 млрд рублей, подсчитали эксперты АКАР. Доминирующее положение на данном рынке имеет российская интернет-компания Яндекс, выручка которой от контекстной рекламы только в III квартале составила порядка 14 млрд. рублей.

В заявлении главы Роскомнадзора говорится о том, что таргетированные рекламные сообщения в интернете используют многие транснациональные компании для продвижения своих товаров. Однако, общеизвестно, что основным генератором выручки в данном сегменте является средний и малый бизнес, для которого контекстная реклама с использованием различных видов таргетинга (в частности, геотаргетинга) является зачастую единственным доступным инструментом для своего продвижения.

Именно с этим фактором эксперты связывают продолжающийся рост сегмента — он менее зависим от крупных рекламодателей, которые с начала кризиса значительно сократили бюджеты на медийную рекламу, что сказалось на показателях медийных форматов рекламы (как традиционных, так и баннерной интернет-рекламы, сокращение бюджетов которой в пике обгоняло печатные СМИ).

Помимо «навязчивости», Роскомнадзор отмечает недопустимость использования big-data инструментов для таргетинга рекламных сообщений.

«Аналитическая обработка больших объемов данных, де-юре не являющихся персональными, позволяет де-факто отделять одного пользователя от другого, позволяет формировать портрет пользователей, персонализировать информацию из всего его окружения. Подталкивает на обработку этой информации повсеместное распространение контекстной рекламы, что ставит вопрос о необходимости права регулировать показ целевой рекламы со стороны пользователя», — цитирует «РГ» начальника Управления Президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрея Липова.

Стоит напомнить, что это уже не первый удар, который наносят чиновники по сегменту интернет-рекламы за последнее время. Недавняя история с замглавы Минкомсвязи Алексеем Волиным, который анонсировал создание «позорного» списка рекламодателей, поддерживающих сайты с нелегальным контентом, поставило под вопрос судьбу RTB-платформ (бирж автоматической закупки рекламы в Сети).

«Регулирование» рынка контекстной рекламы может не только лишить малый и средний бизнес действенного инструмента для продвижения, но и нанести непоправимый вред для всей рекламной индустрии и крупнейших интернет-компаний. В этой сфере Sostav.ru рекомендует отраслевым организациям сформулировать позицию и донести её до компетентных органов.

Дата: 11.11.2015
Источник: Sostav

Vera Khiteeva